- ВОЛЯ
- – свойство психики человека, проявляющееся в активной саморегуляции своей деятельности и поведения. В. различается по направленности, силе и устойчивости. Направленность В. определяется тем, на какие поступки мобилизует себя человек: добрые, конструктивные, нравственные или злые, деструктивные, безнравственные. Сила В. зависит от масштабов тех препятствий, которые способен преодолеть человек. В. м. б. устойчивой и импульсивной. Волевые качества человека оказывают существенное влияние на многие аспекты его поведения в конфликтах. Особое значение играет В. в развитии и завершении внутриличностных конфликтов. Наличие сильной В. позволяет своевременно и конструктивно разрешать противоречия между «хочу» и «надо», «могу» и «надо», «хочу» и «хочу» и др. В современных условиях человеку чаще не хватает В., нежели ума, как для регулирования конфликтов, так и для противостояния разрушительному влиянию психологии потребления и безнравственности.
* * *
— свойство (процесс, состояние) человека, проявляющееся в его способности сознательно управлять своей психикой и поступками при достижении поставленной цели и преодолении возникающих внешних и внутренних препятствий.
* * *
психический процесс; овладение и управление собственным поведением в достижении в поставленных целей и преодолении возникающих препятствий как высшего, так внутриличностного характера (столкновение конкурирующих мотивов).
* * *
Под термином воля понимают осознанное, целенаправленное управление человеком своей деятельностью; следует отметить, что волевая активность характерна только для человека. Поведение животных обусловлено инстинктами и условнорефлекторными связями. У человека в процессе социальноисторического развития образовались формы приспособления к окружающей среде на основе дифференцированных условнорефлекторных реакций и произвольного контролирования инстинктов.В формировании волевого процесса выделяют следующие этапы:
1) побуждение, осознание цели и стремление достичь ее;
2) осознание ряда возможностей достижения цели;
3) борьба мотивов и выбор;
4) принятие одного из возможных решений;
5) осуществление принятого решения.
Совокупность желаний, побуждений, стремлений, приобретающих характер мотивационной деятельности, составляет мотивационную сферу. В мотивационную сферу включаются как осознаваемые (волевые), так и недостаточно осознанные действия на основе различных побуждений (влечений, установок и т. д.).
Волевые нарушения могут относиться как к уровню побуждений к деятельности и осознания цели, т. е. формирования мотива, адекватности мотивов свойствам личности и ситуации, так и принятия решения, соответствующего поведения на всех этапах волевого процесса.
Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.